Классификация и перспективы развития цветомузыкальных устройств обозначены в
соответствующей статье о
цветомузыке . А здесь мы расскажем о дне сегодняшнем (2005г). О том, что, как говорится, имеем (но не
всегда дорожим)...
На сегодняшний день самым распространённым вариантом для дома или небольших помещений является
цветомузыка
на фонарях. Главное её достоинство состоит в том, она работает бесшумно (в отличие от динамических
клубных светомузыкальных приборов, в которых присутствуют механизмы поворота зеркал или ламп и
электровентиляторы (кулеры) охлаждения). Ещё один плюс – это недорогой расходный материал – простые,
либо цветные лампы накаливания, стоимость которых колеблется в пределах от 15р до 100р (в отличие,
опять же, от динамических светомузыкальных устройств, стоимость ламп в которых может достигать 600р
и более). И, кроме тех самых ламп, в цветомузыке на фонарях ломаться больше нечему (если только никто
не закоротит провод).
По определению ясно, что цветомузыка на фонарях состоит из фонарей и блока управления (контроллера),
без которого лампы сами по себе мигать не будут.
Фонари для цветомузыки в простейшем варианте – цветные лампочки, накрученные по каким-либо (любым
подходящим для этой цели) светильникам, благо современная промышленность выпускает с десяток видов
цветных зеркальных ламп с достаточно высокой светоотдачей. При грамотном выборе светильников, смотрятся
они в квартире весьма гармонично.
В более сложном варианте фонари для цветомузыки состоят из обычных ламп и светофильтров. В данном случае
преимущество в том, что не нужно, бегать по магазинам и искать лампочку соответствующего цвета и
конструкции, зато может возникнуть проблема, случись что со светофильтром – будь то цветное стекло,
пластик или плёнка.
Лампочки в фонарях для цветомузыки могут быть рассчитаны как на 220В, так и быть низковольтными.
Низковольтные системы могут быть как на общем трансформаторе питания, находящемся в контроллере цветомузыки,
так и на индивидуальных понижающих трансформаторах в каждом фонаре. Следует отметить, что в последнем случае
не нужно экспериментировать с галогеновыми низковольтными лампами, питающимися через высокочастотные
бестрансформаторные блоки – они не будут работать, или будут работать неправильно, так как в цветомузыкальных
световых устройствах подразумевается мигание и работа ламп в не основных режимах (в пол накала, например, или
менее). В цветомузыкальных системах на фонарях можно использовать только обычные понижающие трансформаторы, и
то не всегда (некоторые контроллеры не рассчитаны на трансформаторную нагрузку).
Что касается контроллеров, то их немыслимое разнообразие и по конструкции, и по принципу работы, и по
характеристикам.
Электромузыкальный (светомузыкальный) контроллер – некая коробчонка со шнуром на 220В и каким-то количеством
выходов (от 3 до 8, или более). Синхронизация с музыкой происходит либо через встроенный микрофон, либо через
линейный выход воспроизводящего или усиливающего устройства (CD-проигрыватель, mp3-плеер, магнитофон,
усилитель, компьютер, и тд).
По принципу работы контроллеры бывают "переключающие по импульсу" и "с частотным делением".
Переключающие по импульсу светомузыкальные контроллеры меняют распределение яркости по фонарям в соответствии
с заложенной программой. Каждое следующее переключение (каждая следующая комбинация программы) происходит по
максимальному импульсу, следующему один за другим в спектре звукового сигнала. Поскольку в танцевальной музыке
эти импульсы чётко заложены в ритме, то и переключение происходит "в такт" музыке. В простейшем случае
это будет 4 канала и программа "бегущие огни", то есть поочерёдное переключение лампочек. С каждым
следующим ритмовым импульсом будет включаться следующий цвет, и так по кругу.
Цветомузыка (светомузыка) с частотным делением начала распространяться ещё с 80-х годов. Это всевозможные
цветомузыкальные устройства, цветомузыкальные установки, игрушки и приставки "Мираж", "Ритмосвет", "Гамма",
"Дельта", "Альтаир", "Ростов-Дон", "Спектр", "Диско",
"Весёлка", "Светофон", наборы "Старт" и так далее. Все они работают по одному
основному алгоритму: спектр сигнала делился на 3 или 4 части (канала) – низкие частоты (НЧ), средние частоты
(СЧ), средние частоты – 2 (СЧ2) и высокие частоты (ВЧ), и затем каждый из этих сигналов управлял яркостью своего
фонаря. Низким частотам присваивался красный цвет, СЧ1 – жёлтый, СЧ2 – зелёный, и ВЧ – синий. Иногда в 4-канальном
варианте вместо одного из СЧ-каналов делался фоновый канал, лампа которого загоралась в паузах между фонограммами,
когда все остальные фонари гасли. В некоторых из перечисленных разработок («Светофон»,
«Дельта», одна из модификаций «Ритмосвет») можно использовать одновременно два режима –
частотное деление сигнала + автоматическое переключение каналов, то есть фонари мигали не только под музыку, но и,
для разнообразия, ещё и переключались само по себе, таким образом, не происходило эффекта «замирания»,
когда музыка стихала.
А кое-какие из отечественных моделей, под маской кажущейся простоты, скрывают в своих недрах огромный потенциал
аналоговых световых пультов («Ритмосвет», «Импульс»). Всё дело в том, что они, помимо основных ручек регулирования и
подстроек, имеют регуляторы яркости ламп (регуляторы мощности), то есть, по сути, являются так называемыми
аналоговыми «диммерами», стоимость которых всегда составляла не менее $100 за канал. Светомузыкальные
приставки стояли и стоят заметно дешевле, хотя и мощность в них не столь велика (200...300Вт/канал). Но, в руках
умелого инженера, при не столь сложной доработке (как изготавливать «с нуля»), мощность каналов подобных
«цветомузыкальных игрушек» можно довести до очень даже приличного уровня (1000Вт и более).
Недостатком простейших цветомузыкальных устройств (Мираж, Светофон) была сильная зависимость от уровня сигнала.
Это выражалось в том, что на разных фонограммах фонари работали по-разному. Отстроив уровни на песне одного
исполнителя, в следующей песне приходилось бежать к блоку управления и снова крутить ручки, потому что одни лампы
переставали загораться (им не хватало уровня сигнала, например, в предыдущей песне уровень бас-гитары был высоким,
а в этой её вообще почти не было), другие же начинали гореть не переставая (например, в предыдущей песне не было
саксофона, а в этой – он появился, и с высоким уровнем). Часто, в неграмотно спроектированных фильтрах происходило
недостаточное разделение сигнала на составляющие, и фонари разных цветов начинал мигать синхронно, что сводило на
нет желаемый эффект разнообразия. Наиболее качественные фильтры были реализованы в цветомузыках "Светофон"
и "Ритмосвет" ("Импульс").
Альтернативой существовавшей ситуации были лишь многочисленные публикации разработок инженеров страны, печатавших
свои схемы компрессоров и автоматических регуляторов уровней (АРУ) на страницах специальных журналов
(«Радио», «Радиолюбитель» и тд) и книг. Схемы порой очень интересные, но так и не внедрённые
в массовое производство.
! Обратите внимание! Производство цветомузыкальных устройств "Импульс" и
"Ритмосвет" для управления лампами накаливания завершилось в 2010 году. С 2014 года мы предлагаем цветомузыкальный контроллер нового поколения Ритмосвет DFDML-512 с существенно большими возможностями, на современной элементной базе. "Ритмосвет DFDML-512" управляет любым количеством светодиодных излучателей (фонарей) по протоколу dmx. Подробности смотрите здесь.