Л
Лимитер – прибор, который ослабляет поступающий на него сигнал выше заданного порога в соотношении более чем 10:1.
М
Максимальная мощность усилителя – параметр, характеризующий способность усилителя работать продолжительное время при перегрузках.
Мастеринг звукозаписей (англ. mastering) — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения. Цифровой мастеринг — такой мастеринг звуковых фонограмм, в котором вся редакция осуществляется в цифровой среде. Как правило в аудиоредакторах либо специальных программно-аппаратных комплексах.
Микрофон - электроакустический преобразователь, который реагирует на звуковые волны и вырабатывает эквивалентные электрические сигналы.
Микшер -программный или аппаратный блок, предназначенный для регулировки уровней сигналов в каналах и на входах/выходах, а также для смешения сигналов.
Микширование (англ. mixing, смешение) — стадия создания из отдельных записанных треков конечной записи, заключающаяся в наложении всех записанных дорожек и партий, смешении их звука, синхронизации времени проигрывания. Также включает в себя установку громкостей партий, наложение специальных и шумовых эффектов.
Мощность звука - характеризует общую звуковую энергию, излучаемую источником звука в единицу времени; измеряется в Вт (или dBm - децибел на милливатт). Мощность звука рассчитывается по следующей формуле: P (dBm) = 10 * lg (P/1 мВт), где P - мощность звука, измеренная в мВт (используется для измерения "электрической продукции" звукового оборудования). Так как КПД современных электроакустических преобразователей электрических колебаний в звуковые невелико (несколько процентов), акустическая мощность намного меньше проводимой электрической мощности.
Мощность источника питания – параметр, определяющий динамический диапазон при воспроизведении.
Мощность на канал – пиковая кратковременная мощность.
Мощность рассеивания – мощность, выделяемая для нагрева сопротивления.
Музыкальный баланс - смысловая уравновешенность громкости звучания в общей звуковой картине: отдельных групп инструментов, солистов, действующих лиц в спектаклях. М.Б. зависит от правильной расстановки микрофонов, микширования, использования искусственной реверберации и частотной коррекции. Частичные параметры: cоответствие полученного результата: партитуре, сценарию спектакля, замыслу теле-, кинорежиссёра, реальному звучанию. Примеры недостатков: нарушение тембров отдельных инструментов, групп или голосов.
Н
Направленность - отношение звукового давления, измеренного в заданной точке на основной оси, к звуковому давлению, которое создает в той же точке ненаправленный (точечный) источник, излучающий такую же акустическую мощность, как и громкоговоритель в условиях свободного поля.
Номинальная мощность - электрическая мощность, при которой нелинейные искажения громкоговорителя не должны превышать требуемые (<1%).
О
Октава - единица частотного интервала - определяется отношением 2:1. Октава равна интервалу между двумя частотами f1 и f2, логарифм отношения которых равен единице (log(f2/f1)=1), что соответствует различию частот f1 и f2 в два раза.
Осциллятор - генератор чистых тонов (синусоидальных сигналов).
Оконечный усилитель – усилитель, выполненный на транзисторах по бестрансформаторной схеме.
Отношение сигнал/шум – отношение мощности полезного сигнала к мощности шума.
Оцифровка сигнала - фиксация амплитуды аналогового сигнала через определенные промежутки времени и регистрация полученных значений амплитуды в виде округленных цифровых значений; этот процесс в целом включает в себя два процесса - процесс дискретизации (осуществление выборки) и процесс квантования амплитуды сигнала по уровню (округление амплитуды до ближайшего целого числа).
Оркестровка (то же, что инструментовка) — изложение музыки для исполнения её каким-либо составом оркестра или инструментальным ансамблем.
П
Панорамирование - управление уровнем сигнала в каналах, приводящее к изменению положения мнимого источника звука на стереопанораме.
Передискретизация - оцифровка сигнала с частотой дискретизации, превышающей исходную. Способ ослабления шума квантования.
Перекрестные помехи – степень проникновения сигнала из одного канала в другой.
Период - время, за которое совершается одно полное колебание.
Пиr-фактор – разность между квазимаксимальным (вероятность превышения очень мала) и средним уровнями за длительный промежуток времени. Значение пик-фактора показывает, насколько ниже средний уровень сигнала по сравнению с его квазимаксимальным значением.
Плотность звуковой энергии – энергетическая характеристика звукового поля в замкнутом пространстве равная Е = р2 / ac2, где р2 – среднеквадратичное значение давления, a – плотность среды, с – скорость распространения волны.
Поглощающая нагрузка – устройство, включаемое в конце радиотехнического тракта для полного поглощения мощности.
Подвижная система – элемент динамической головки, включающий в себя: звуковую катушку, каркас звуковой катушки. диффузор, пылезащитный колпачок, центрирующую шайбу и подвес.
Полифония - максимально возможное количество воспроизводимых одновременно простейших звуков (максимальное количество одновременно запущенных генераторов синтезатора).
Помехи - шумы (см. шум), мешающие полноценному восприятию звукозаписи. Частичные параметры: шумы акустические и электрические, помехи в цифровом тракте: щелчки, выпадение информации.
Прозрачность звучания - субъективный параметр возможность временного и качественного различения отдельных источников в обшей звуковой картине. Частичные параметры: регистровая прозрачность звучания. Временная прозрачность. Разборчивость текста. Слитность звучания. Стереофоническое разрешение. Острота локализации, отображаемая ширина точечных источников звука. Примеры недостатков: перекрытия между отдельными звуковыми линиями (результат нарушения музыкального или акустического баланса).
Пространственное впечатление от звучания - это восприятие совместного действия источников звука и их пространственного окружения. П.В. характеризует связь между размером помещения и количеством исполнителей. Оценка П.В. включает ощущение звуковой перспективы в глубину и ширину. Взаимное соотношение: объёма помещения и размеров звучащего тела, музыкального содержания и акустических свойств студии. Частичные параметры: впечатление о размере помещения. Продолжительность реверберации. Соотношение прямых и отраженных звуков (акустический баланс). Акустическая атмосфера. Тембр пространственного звука. Объёмность звучания создаваемая многоплановостью звуковой картины. Примеры недостатков: многопространственность - звучание отдельных голосов (инструментов) расположенных как бы в разных помещениях, отличающихся акустикой. Искажение тембра простраственного звука. Нарушение акустического баланса.
Психоакустика - наука, изучающая психологические особенности восприятия звука человеком, а также влияние звука на человека.
Психоакустическая обработка (приборы и устройства психоакустической обработки) - приборы, которые в своей работе опираются на особенности восприятия звука человеком, называются психоакустическими. К ним относят эксайтеры, энхансеры и специальные психоакустические процессоры. Эксайтер - прибор, использующий управляемый исказитель, который на основе входного сигнала генерирует гармоники. Спектральный состав и амплитуда гармоник регулируются пользователем в соответствии с решаемыми им задачами. В отличие от эксайтера, энхансер не генерирует гармоник, потому что он, на самом деле, - эквалайзер, режим работы которого меняется в зависимости от входного сигнала. Существуют также совершенно уникальные приборы, например SPL Vitalizer, которые работают на принципах фазового вычитания/сложения. В них также использованы частотные фильтры, но архитектура их включения нисколько не походит настроение эквалайзеров и энхансеров. Передняя панель такого прибора напоминает эксайтер, но он таковым не является.
Р
Гитарный реампинг (англ. re-amping) – это процесс воспроизведения заранее записанного необработанного гитарного звука (сигнала со звукоснимателя) через гитарный усилитель, с одновременной записью кабинета этого усилителя микрофонами.
Цифровой реампинг - обработка чистого гитарного звука в аудиоредакторах посредством эмуляторов усилителей, кабинетов и т.п, цифровых устройствах, либо в программно-аппаратных комплексах.
Реверберация - процесс затухания звука в помещении после отключения (прекращения действия) источника звука. Реверберация характеризуется временем реверберации. Стандартное время реверберации Т60 – время после выключения источника сигнала, за которое плотность звуковой энергии убывает на 60 дБ.Также, под реверберацией подразумевают эффект звучания, заключающийся в кажущейся объемности, пространственности звучания, характерной для большого зала, где каждый звук порождает соответствующий, медленно угасающий отзвук. С помощью эффекта реверберации можно "оживить", например, фонограмму, сделанную в заглушенном помещении.
Резонанс - явление возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к одной из частот собственных колебаний системы. Характер резонанса существенно зависит от свойств колебательной системы.
Резонансная частота - частота резонатора, при которой колеблющаяся величина достигает своего максимального значения.
Ресивер – прибор, вобравший в себя функции процессора, усилителя и тюнера.
Розовый шум – шум, у которого уровень спектральной плотности мощности в октавной шкале частот не зависит от частоты. В линейной шкале частот график розового шума имеет вид наклонной линии, спадающей к высоким частотам с крутизной 3дБ/октаву.
А-Д
Е-К
<< Л-Р >>
С-Ф
Х-Э
|