Статья - пресс-релиз о применении звуковых радиоканалов и беспроводных мультикорах, о том, как сделать прокат и эксплуатацию звукового оборудования удобнее и экономичнее.
Удобство, необходимость и перспективы беспроводной коммутации
Предположим. Вы - прокатчик, приехали на озвучивание очередного мероприятия: площадка, коих уже
сотни было в вашей прокатной деятельности, все как обычно - партер, сцена, место звукооператора
где-то в центре, или сбоку зала. Лето, прекрасная погода, жарко, (вот бы искупаться!)... Но Вы
понимаете, что сейчас, Вам нужно будет не только расставлять колонки с усилителями, искать стол
под пульт и электрика, чтобы он включил, наконец, нужные розетки, но и доставать тяжеленную косу
проводов (мультикор), разматывать, втыкать в неё кучу разъёмов, потом пытаться все эти длиннющие
кабели как-то закрепить, спрятать от ног и глаз зрителей, и потом всё мероприятие переживать, не
цепанут ли где звуковую линию какой-нибудь тяжеленной мебелью, или роялем, который обязательно
нужно будет передвинуть по воле администратора, и именно за 5 минут до входа гостей - посетителей
мероприятия... А потом, в самом конце, когда все ушли довольные, не зная, сколько нервов это стоило
именно Вам, Вы сидите, перебирая в памяти все свои
аренды и прокаты,
конечно же, удачно проведённые праздники и мероприятия, сидите, отдыхаете, набираетесь сил, так
как теперь... нужно всё это убирать, снова разъединять и, что самое противное, - сматывать!
Возможно, несколько сгустил, но что если...
Вы приезжаете на мероприятие не за 3 часа, а всего лишь за час? Ну, хорошо, за полтора. Тем не
менее, успеваете по пути искупаться, ну или хотя бы достойно перекусить, и потом вести машину вальяжно,
не торопясь, не боясь, что Вы опоздаете. И после концерта, или очередной дискотеки, конференции,
презентации, да в общем-то и не так важно, чего именно, Вам, или вашим помощникам не нужно будет
снова надевать перчатки и мучительно сматывать эти громоздкие шланги мультикоров по 20...50 метров,
старательно укладывая виток к витку, чтобы потом, на следующей аренде коса без поблеем размоталась...
Почему не нужно будет?
Да потому что электронная промышленность не стоит на месте. Уже давно эстрада отказалась от шнуровых
микрофонов, перейдя на радиосистемы. Да Вы и сами знаете, во всем мире все больше и больше используют
многоканальные беспроводные системы передачи данных, которые в нашем случае, касательно звукового
оборудования, будут называться радиомультикорами, или беспроводными мультикорами, или радиокосами,
или беспроводными косами. И Вы знаете, что они достаточно дороги по сравнению с обычным мотком проводов,
который Вы и сами можете спаять, сэкономив ещё примерно половину стоимости готового промышленного
мультикора.
Но вернёмся к нашему представлению с дискотекой. Так ли много звуковых каналов нужно Вам передать от
пульта на сцену, если речь идет не о концерте современной западной звездной рок-группы?
Предположительно, не более 4-х: 2 для правого и левого портала, 1 канал для сабвуфера и 1 канал для
мониторной линии, а в большинстве представлений без живого пения и кроссоверной системы будет
достаточно и 2 каналов. Разве что, с точки зрения надежности и спокойствия, есть смысл все же иметь
в распоряжении несколько запасных беспроводных линий. Остановимся пока на 4 радиоканалах.
Так ли сложно их организовать? И что для этого нужно?
Необходимо 4 передатчика и 4 приемника сигнала, и необходимо, чтобы все они работали на разных
частотах, в случае аналоговой передачи, или чтобы это было 4 разных канала в цифровой кодированной
системе. Рассуждаем дальше. Надежные и устойчивые цифровые радиоканалы пока по-прежнему остаются
привилегией больших концертных залов и раскрученных музыкантов, проще говоря, очень дороги. Значит,
в распоряжении нашего воображения остается некий абстрактный аналоговый радиомультикор на 4 канала.
Предлагает ли их кто-нибудь на рынке звукового оборудования для массового использования? Нет. Хотя
постойте, мы безусловно, можем сделать Вам подобное устройство, и оно будет доступным, и возможно,
Вы не раз поблагодарите нас за испытанные удобства в работе...
Но. Мы ещё не закончили наше рассуждение.
Зачем Вам беспроводной мультикор в классическом исполнении? Зачем Вам приемная база в одном месте,
если правый портал у Вас справа, а левый слева, и между ними, как минимум 10 метров голой девственной
сцены, а если тянуть по заднику, то все 50метров?
Давайте расположим приемник прямо у усилителя, или прямо у активной акустической системы! Приемник
первого радиоканала - у левой колонки, приемник второго - у правой, и тд... Или? Чего мелочиться?
Давайте вставим приемник радиоканала непосредственно в активную акустическую систему! Так ли это сложно?
Да нет же! Так все скоро и будет, так уже наверняка у кого-то где-то и работает, по цифровым
беспроводным каналам. А скоро будет выбран и стандартизирован между производителями звукового
оборудования широкого потребления разных стран цифровой беспроводной протокол передачи данных, и,
покупая акустику, Вы будете интересоваться у поставщика не столько мощностью, сколько количеством
поддерживаемых каналов приема и количеством параметров акустической системы, которые Вы можете менять
со своего рабочего места - пульта звукорежиссера. Но это в будущем.
А что делать сейчас? Сейчас, когда завтра очередная свадьба у уважаемых заказчиков, послезавтра озвучивание выставки, а на той неделе народные гуляния, а коса все изнашивается и изнашивается, и шестой канал уже где-то оборвался, и двенадцатым разъёмом пользоваться тоже нельзя, так как он иногда шуршит и отключатся, и нужно не забыть сказать об этом новому звукооператору, которого на днях вписался в вашу команду.
Проектируем и производим недорогие радиоканалы
Вставить аналоговый приемник в активную акустику можно, но так ли это оправдано? Возможно, Вы
будете пользоваться радиоканалами не во всех случаях. И что делать, если Вы вдруг захотите поменять
акустику частично или полностью, или расширить комплект?
Хотя на самом деле и расширить комплект усиления на аналоговых радиоканалах тоже не сложно -
достаточно, например, вставить в две активные акустические системы по приемнику на одну и ту же
частоту (или назначить один и тот же канал в случае с многоканальным передатчиком), и они будут
"подключены" к одному и тому же передатчику. Но все же наиболее разумным будет пока не
интегрировать приемник в саму звуковую колонку или усилитель мощности. Не интегрировать ПОКА. Пока
это не стало само собой разумеющимся, в силу свей доступности.
Итак, мы пришли к экономичному и удобному решению по беспроводной звуковой коммутации между микшерным
пультом и усилителями: нам нужен передатчик на 3-5 каналов и, соответственно, 3-5 приемных баз,
которые мы разместим непосредственно рядом с усилительными устройствами.
Теперь рассмотрим обычный недорогой аналоговый беспроводной звуковой линейный канал на частотах
200...800МГц. Какими характеристиками он обладает?
Частотный диапазон стандартного тракта "поясной передатчик - приемная база" 20...18000Гц,
уровень шума где-то в районе -70дБ, наличие компрессии сигнала, и искажения вряд ли менее 0.5 процентов.
По порядку. Будем ли мы биться за наши родные 18КГц, в то время как все усилители уже давно имеют
верхнюю частоту не менее 25КГц? Будем ли мы искать людей, которые слышат эти самые 18Кгц?! И будем
ли мы искать акустические системы, которые без завала их воспроизводят? Мы можем пригласить десяток
звукоинженеров, которые по секрету расскажут Вам, что верхней границы в 16КГц для звукового
оборудования достаточно (при определенных других условиях - отсутствие завалов и допустимых искажениях,
например), но, думаю, дискуссия излишня. Да, звук немного потеряет в четкости, это же относится и к
искажениям, и компрессии. Потеряет примерно столько же, сколько он теряет у ведущего или певца,
говорящего или поющего в радиомикрофон а не в обычный шнуровой микрофон. Вы замечали эти потери? Я -
замечал. Но мне - положено, у меня работа такая. А рядовой слушатель разницы не слышит. Мало того,
рядовому слушателю звук от радиомикрофона с поджатым динамическим диапазоном нравится гораздо больше,
так как он не такой резкий, более равномерный, проще говоря, скомпрессированный. Огромная часть
потребителей звукового материала давно привыкла к специфике вещания УКВ и FM в автомобилях и на кухне,
в которых динамических диапазон звукового тракта вообще не превышает 10дБ. Мы здесь не агитируем за
снижение качества, мы - за объективность.
Известно, прокатчик без компрессора-лимитера - как автомобиль без масла, далеко не уедет. На шнуровой
микрофон компрессор нужен? - нужен. Лимитеры перед усилителями мощности нужны? - нужны. У кого-то
оборудование подороже, у кого-то лимитеры уже встроены в усилители, а компрессоры встроены во входные
ячейки звукового микшерного пульта. Так было, так будет, пока существует речь и музыка. Все фонограммы,
которые мы потребляем в той или иной степени скомпрессированы.
Возвращаемся к нашим аналоговым радиопередатчикам и приемникам на частотах 200...800МГц. Какова же
стоимость одного самого доступного профессионального радиоканала? На сегодняшний день - около 1300р за
сами платы без корпусов и разъемов. Это значит, что, разместив в одном корпусе 4 платы передатчиков на
разные частоты, и, разместив в отдельные корпуса платы приемников, можно получить систему беспроводной
коммутации за... 1400х4 = 5600р, плюс рэковый корпус под передатчики, плюс 4 корпуса под приемники,
плюс разъёмы, плюс антенны, плюс 5 блоков питания, вилки, ручки, ножки, рожки, работа по монтажу и
сборке - все это можно уложить в 6000...7000р. Итого, около 12000р за все про все. В зависимости от
вашего размаха, Вы вернете вложенные средства за 1-3 аренды оборудования, включая рассредоточенную
прибыль.
Разумная плата за значительные удобства.
Другие примеры применения беспроводных звуковых радиосистем
Это был один из примеров того, что мы можем сделать для Вас.
Другой вариант применения радиоканалов, если ваша специфика - Open Air , танцы на открытом воздухе,
где нет электричества, и Вам лень возиться с проводами, а хочется делать мероприятия на достойном
уровне, мы можем предложить Вам автономные акустические системы, в которые, в свою очередь, мы
можем встроить радиоканалы.
Представьте: у Вас аудитория 100-200 человек (учеников в школе танцев или просто знакомых), Вы
организуете танцевальную вечеринку на пляже, или на лесной опушке, и человек 30...50 вполне могут
на неё приехать. Вы, конечно, поедете на автомобиле, но не с кучей проводов, генератором, огромными
колонками и тяжелым усилителем, а с двумя - четырьмя компактными
автономными акустическими
системами (комбиками), и без проводов вообще. По приезду Вы лихо раскладываете колонки по 4
углам предполагаемого танц-пола, и все готово. В каждой колонке уже есть аккумулятор, усилитель,
и радиоприемник на одну и ту же частоту. А в руках у Вас только ваш плеер и
ма-аленький передатчик,
размером с записную книжку. Либо, если Вам нужен микрофон или dj -ведение, у Вас ещё появляется
микшерный пульт, на выход которого Вы подключаете тот самый передатчик. И можно прыгать и танцевать,
или митинговать, или праздновать, или петь, охватив площадь до 1000м2 (30х30м).
С помощью радиоканалов также можно организовывать системы трансляции по зданиям и территориям в радиусах 100м. Такие системы востребованы в выставочном и презентационном (рекламном) бизнесе и сезонных местах отдыха - на курортах, пляжах, летних кафе, ресторанах, павильонах, везде, где нужно временно развернуть систему звукоусиления или оповещения, и нет возможности или желания связываться с проводной коммутацией.
Очевидно, способов применения звуковых беспроводных систем коммутации огромное множество, решаемые задачи могут быть самыми разными, насколько хватает смелости и фантазии. Обращайтесь!