Ни один современный праздник, презентация, или иное шоу-мероприятие не проходит без
применения звукоусилительной аппаратуры. На торжествах, кроме того, повсеместно используется
и световая развлекательная техника.
И световое и звуковое профессиональное оборудование достаточно дорого для того чтобы приобретать
его ради одного или нескольких мероприятий, в связи с чем повсеместную практику получила аренда
света и звука.
Качественное звуковое и световое оформление праздников и вечеринок - важнейшие элементы, от
которых в большой степени зависит общий успех и настроение мероприятия. Ведь именно зрение и
слух являются основными каналами приема информации из
окружающего мира. На конференциях и живых выступлениях музыкантов принципиально важна хорошая
разборчивость ведущих и вокалистов, на молодежных дискотеках - качественные низкочастотные системы,
способные обеспечить четкий и плотный ритм
музыки. На городских праздниках и крупных шоу-программ звезд эстрады широкое распространение
получили лазерные световые эффекты и проекционная техника. А для домашней вечеринки, свадьбы и
выпускного бала кроме хорошего качества оборудования
очень часто ключевым аспектом является и доступность проката звукового и светового оборудования.
Рассмотрим подробнее, из чего состоят арендуемые комплекты звукоусиления.
1. Звуковые комплекты для усиления речи
Самый примитивный (после мегафона) набор звукоусилительного оборудования - это звук для конференции
в небольшом зале или у рекламного стенда на рекламном мероприятии. Там, где нужно только усилить
только речь -
достаточно микрофона, минимикшера, усилителя и одной колонки, причем данный звуковой комплект можно
ещё упростить, если воспользоваться комбинационным устройством - так называемым комбиком. Комбик -
это акустическая система, в
которой уже есть усилитель и небольшой микшер. Принято считать, что комбики - аппаратура для музыкантов.
Действительно, музыкальные комбики - очень широкий класс звукового оборудования, среди которых комбики
с процессорами эффектов
узкого назначения (комб для электрогитары, комб для бас- гитары, комб для акустической гитары, и тд).
Но нас в данном случае интересуют самые простые комбики, с минимальным набором функций - широкополосные
комики. При выборе комбика
для усиления речи нас будет интересовать наличие микрофонного входа (или гитарного, но без эффекта
"драйв"), громкости, возможности регулировки тембра, мощность комба, и, возможно, его габариты -
остальное - не является
существенным.
Место комбика может занять и активная акустическая система, но как правило, в них не предусмотрен
микрофонный вход, а значит, понадобится хоть самый маленький, но микшерный пульт. Другой вариант
упрощения - использование микширующего
усилителя - то есть усилителя, "на борту" которого уже имеется микшерских пульт со всеми
необходимыми нам регулировками.
Вполне возможно, вашим пожеланием будет быть "не привязанным" к усилителю проводами, то есть
воспользоваться таким достижением цивилизации, как
радиомикрофон (беспроводной микрофон) . В самом простом случае радиомикрофон - это тот же
привычной формы микрофон, который нужно держать в руке, но без проводов. Если Вам нужно и перемещаться
по помещению, и освободить
руки, воспользуйтесь гарнитурным беспроводным микрофоном или петличкой. Гарнитура держится дужкой на
ушах и висках, петличка же вешается на одежду. И в том и в другом случае на поясе у Вас появляется
необходимый атрибут - передатчик,
к которому подсоединяется петличка или гарнитура, который так и называется - поясной передатчик
. Несмотря на кажущуюся привлекательность петличных микрофонов, именно гарнитурные системы
позволяют с наибольшим
качеством усилить речь, так как микрофон постоянно находится у рта, на одинаковом расстоянии, обеспечивая
хорошую разборчивость. Петличка же будет воспроизводить дополнительные шумы одежды и коэффициент её
полезного действия будет
ниже, так как петличка находится на существенном расстоянии ото рта, и кроме того, при движении головы,
это расстояние постоянно меняется.
Если кроме речи Вам нужно усиливать другие звуковые сигналы - фоновую музыку, или фрагменты звукового
сопровождения ваших видеоматериалов, появляется дополнительное требование к звуковому комплекту - наличие
линейного входа на
комбике или микшере. В 90% комбиков и микшеров такой вход имеется, но, при запросе оборудования в прокат,
следует уточнить его наличие, чтобы не оказаться в нелепой ситуации.
Для усиления звука (речи) в пределах 20м2 достаточно усилителя, или активной акустической системы, или
комбика, мощностью до 30Вт. Для достижения хорошей громкости и разборчивости в 100м2 понадобится хотя
бы 50Вт звукоусиления.
На зал площадью более 500м2 желательно взять звуковой комплект не менее 300Вт. Следует помнить, что в
каждом случае увеличение мощности лишь улучшит результат.
Несколько иначе обстоят дела с усилением речи на открытом пространстве, где используются рупорные
звуковые излучатели. Рупорные колонки имеют гораздо более высокую чувствительность, поэтому расчет
мощности выглядит несколько иначе.
Часто там, где речь усиливается 1000Вт-ным классическим комплектом на широкополосных колонках, хватило
бы 200Вт-ного комплекта с рупорными акустическими системами, при той же громкости, разборчивости и дальности.
2. Танцы и дискотеки
С чего начинаются танцы? С хорошего настроения!
Чтобы настроение было действительно хорошим, на вечеринке или дискотеке нужна не только хорошая музыка
(музыкальный материал), но и хорошая звуковая аппаратура. Мы проводили статистические опросы, показавшие,
что около 60% молодежи
считают самым важным аспектом дискотеки качественный звук. Световое оборудование в опросах заняло второе
место. Понятие качественного дискотечного звука, безусловно, очень субъективное, растяжимое и
трудноуловимое, тем не менее, есть
несколько основных моментов. Самое главное в звуковом оформлении... мощность?... размер колонок?... нет!
Не главное, а главный! В звуковом оформлении главный - это звуковой оформитель - тот, кто отвечает за звук,
тот, кто его настраивает, и "рулит" все мероприятие. Его высочество "звукорежиссер"
или оператор -
называйте, как хотите, можно даже просто "звучок".
Грамотный звукооператор сделает Вам качественный звук и на не слишком мощном аппарате (в разумных пределах),
и на не самых известных в мире моделях усилителей и акустических систем. Планируя свою свадьбу, в
расписании которой
будет дискотека, или выпускной бал, или свой (чужой) день рождения, обратите огромное внимание на того,
кто будет сидеть за звуком, и пусть он выберет то звуковое оборудование, на котором он точно знает, что
сможет обеспечить
хороший результат, и, возможно посоветует, у кого лучше взять в аренду звук.
Если таковыми специалистами Вы не располагаете, и не знаете, где они обитают, попробуйте разобраться в
наших дальнейших рекомендациях.
Для "скромной" домашней вечеринки или торжества в небольшом ресторане или кафе
(школьной столовой ?), Вам понадобится:
Второе: усилитель мощности (1шт) и пассивные акустические системы (2шт) или активные
акустические системы (2шт) с суммарной мощностью от 600Вт (2х300Вт) до 1200Вт (2х600Вт), с проводами.
Третье: микшерный пульт с 2 стереовходами для ваших источников фонограмм и как минимум 1
микрофонным входом для ведущего, и, конечно же, сам микрофон, шнуровой или радио - решать Вам.
В профессиональной звукоусилительной аппаратуре есть также устройства объединяющие усилитель мощности
звука и микшерный пульт. Такие устройства называются активными микшерными пультами.
Четвертое: источники фонограмм, в роли которых могут выступать ваши плееры и ноутбуки,
или наши плееры ноутуки. Не забудьте продумать, кто принесет музыкальный материал! Только Вы знаете,
какую музыку
предпочитают ваши гости, и, если Вы не владеете фонотекой, объясните прокатчику (тому, кто предоставляет
Вам оборудование в прокат), какую музыку ему следует с собой привезти.
И, как Вы правильно заметили, первое: некоторое количество денежных средств, размер
которых напрямую будет зависеть от следующих факторов:
- кто будет доставлять звуковое оборудование до места проведения мероприятия, и, если доставка будет
происходить силами прокатчика, конечно, будет иметь значение расстояние от его склада до вашего объекта.
- нужно ли Вам сопровождение техника или звукооператора на протяжении аренды.
- времени начала и времени окончания аренды.
- даты аренды - быть может, это будет горячая пора общепризнанных праздников, в такие периоды стоимость
аренды может увеличиваться в полтора - два раза.
При обсуждении арендуемого звукового оборудования следует разделять понятия общей площади помещения и
площади танцпола. Если Вы собрались провести исключительно дискотеку, она по площади займет, видимо, все
помещение
(по крайней мере, мы Вам этого желаем), если же речь идет о свадьбе или корпоративном банкете в ресторане,
или другом торжестве, очевидно, площадь танцпола займет не более половины помещения, или меньше.
Для помещений с площадью танцпола до 50м2 мы рекомендуем звуковой комплект 2х400Вт
( активный микшерный пульт + 2
пассивных акустических системы по
350Вт ).
Если Вам необходимо удивить звуком на своей вечеринке, с площадью танцпола до 50м2, возьмите комплект 2х600Вт
(усилитель мощности + акустические системы + микшерный пульт на выбор).
Если ваша дискотека проходит в большом зале с танцполом более 400м2, Вам понадобится звуковой комплект от
2000Вт, в состав которого будут входить не только основные звуковые колонки, но и сабвуферы (дополнительное
НЧ усиление).
Если Вы предполагаете пригласить на свою дискотеку профессионального диджея, Вам понадобится диджейское
звуковое оборудование - диджейский микшерный пульт, имеющий свою специфику, диджейские CD -плееры, или
другие, более
современные источники фонограмм, возможно, виниловые проигрыватели для любителей экзотики. Часто диджеи
привозят перечисленное оборудование с собой, но не все диджеи имеют своё звуковое оборудование. Пожелания
диджея следует
принять во внимание, и постараться взять в аренду именно те модели, которые он попросил, или выше уровнем.
От этого будет зависеть успех его ведения, а значит, и вашей программы в целом.
3. Танцы и вечеринки на открытом воздухе
На что обратить внимание, если Вы предполагаете проводить танцы на открытом воздухе
(Open Air)? Самое первое - на доступность электросети. Если возможность есть -
узнайте лимит мощности - сколько именно ватт
или киловатт можно взять из той розетки (розеток), и не забудьте, если у Вас будет
световая аппаратура, то она, скорее всего, возьмет большую часть энергии, не менее
половины для небольшого мероприятия, и до 80% для ночного шоу с размахом.
Если электросети нет, сразу начинайте думать, от чего Вы можете отказаться в своих
грандиозных задумках. В вашем распоряжении будет либо бензо (дизель) генератор (от
700Вт до 3кВт - генератор, который ещё можно поместить в
легковой автомобиль), либо автономная аппаратура, работающая от внутренних аккумуляторов
(100...200Вт), либо преобразователь 12В >> 220В, с которым также особо не
размахнешься - предел 500Вт, при подсоединении к аккумулятору
автомобиля, и то, при работающем двигателе (чтобы постоянно происходил подзаряд
аккумулятора).
Для Open Air с танцами в легком стиле достаточно мощности звукового оборудования
100...200Вт, это может быть и
автономный комбик, который
услышат в радиусе 15...20 метров, с достаточной громкостью, чтобы танцевать. Таких комбиков
может быть несколько. Если дискотека в современном стиле, гостей много, и нужно чтобы
действительно "бумкало", возьмите в аренду
генератор хотя бы на 2000Вт, и подключите к нему звуковой комплект 2х600Вт.
Список световых приборов проработайте отдельно. Наиболее экономичные световые эффекты - это
лазеры, LED -приборы и стробоскопы. Наиболее прожорливые - световые эффекты на галогеновых
лампах. Для сравнения: если Вы подключили к генератору
усилитель 300Вт (2х150Вт), он, в режиме максимальной громкости, когда ещё нет заметных на
слух искажений, будет потреблять в среднем не более 100Вт. Если же Вы подключили к
генератору световой прибор с галогеновой лампой 250Вт, она будет
потреблять от розетки постоянно все свои 250Вт. Один световой прибор эффектов со сравнимой
яркостью но на светодиодах ( LED - прибор), будет потреблять не более 50Вт. Разница будет
особенно ощутима при использовании нескольких световых
приборов эффектов.