Световые приборы (цветомузыка) для дискотек, концертов и шоу-программ – попробуем разобраться в этом хаосе терминологии светомузыкальной аппаратуры.
И как только их не называли – и световое оборудование, и светотехническое оборудование, и светомузыкальное оборудование, и дискотечные световые приборы, и дискотечные световые эффекты, и динамические световые приборы, и даже световая аппаратура (почему? – световая аппаратура – это всё то, что светится! при чём тут цветомузыка?), тд и тп...
Но мы всё это называем цветомузыкальные устройства, относящиеся к динамическим световым приборам. Проще говоря, это динамические цветомузыкальные (светомузыкальные) устройства (приборы, аппаратура, оборудование, и тд).
Класс динамических светомузыкальных приборов на сегодняшний день достаточно широк.
К динамической цветомузыке (светомузыке) относится вся та сценическая, клубная, театральная,
концертная светотехника и аппаратура, светотехнические параметры которой могут изменяться в
зависимости от акустического или электрического звукового сигнала. Под светотехническими
параметрами здесь подразумеваются не только цвет и интенсивность светового потока (как в
цветомузыке на фонарях, например), но и его направление, скорость перемещения, диаграмма
направленности луча, его ширина, фигура маски (гобо), и тд. Управление этими
характеристиками может происходить как под руководством оператора, так и/или по заданному
программой алгоритму.
Объединяет динамические светомузыкальные устройства присутствие в конструкции контроллера
на основе микропроцессора, разного рода поворотных механизмов, зеркал, призм, светофильтров
и разъёмов для подключения внешнего управления. В самых примитивных конструкциях первого и
последнего может и не быть.
Итак, динамические цветомузыкальные (светомузыкальные) устройства – приборы,
внутри которых что-то крутится, вертится, из них светят разноцветные лучики, бегают по
помещению в разных направлениях, или непосредственно сами приборы вращаются вокруг основания.
Светомузыкальная аппаратура для дискотек делится на однолучевые и многолучевые (веерные) приборы,
центральные и нецентральные (попроще, подешевле), сканирующие и несканирующие, автономные и
управляемые, и тд. Так же позиция того или иного светового прибора в общей иерархии зависит
от количества цветов (светофильтров), количества масок-трафаретов (гобо), количества каналов
управления (то есть количество управляемых параметров светового прибора), мощности излучателя,
его конструкции (лампы накаливания, газоразрядные лампы, светодиоды (LED), лазеры твердотельной
накачки), и тд.
Названий световой сценической и дискотечной аппаратуры бесконечное множество, одни производители
стремятся придумать что-то новое, заумное, другие – позиционируют аппаратуру просто по своим
внутренним номерам и шифрам, поэтому мы будем употреблять только самые распространённые названия,
"прилипшие" к той или иной модели.
1. Начнём с самого простого дискотечного прибора, под названием Лунный цветок , он же Флауер ( Flower ), он же Туннель ( Tunnel ), а в простонародье – Веник .
Световой прибор Лунный Цветок
Веник – прибор обычно прямоугольной формы, лучи из которого выходят лишь в одном месте, через
выходную линзу, поэтому он похож на небольшой направленный прожектор. (Есть также конструкция,
где один луч, выходящий из линзы, попадает на вращающуюся "тарелку" с зеркалами,
находящуюся снаружи прибора, под козырьком – в этом варианте прибор по форме напоминает Сканер).
В самом примитивном случае Веник излучает пучок белых лучей, расходящимися под небольшим углом.
Пучок даёт проекцию в виде множества точек, сгруппированных в круг, то есть на стене,
противоположной Венику Вы увидите светящийся "одуванчик" в последней фазе цветения.
Более распространён цветной Веник, лучи которого, соответственно, разноцветные. Этот пучок лучей
Веник закручивает то в одну сторону, то в другую, но светит при этом только в одну точку – и в
этом состоит его основной и главный примитивизм. Даже активный к звуку Веник (со встроенным
микрофоном), меняющий под музыку цвет пучка лучей или их направление вращения, не отличается
живизной, так как этих направлений всего два – по часовой стрелке и против. Поэтому либо Веников
должно быть много, либо расходимость лучей должна быть широкой, а лучи – яркими, чтобы этот прибор
как-то оправдал своё существование на танцполе. Впрочем, у Веника может найтись и некий интерьерный
смысл при подсвечивании чего-либо. Зато Веник – один из самых доступных дискотечных световых приборов,
стоимость колеблется от $80 до $200.
2. Более интересным с точки зрения разнообразия окажется Сканирующий Веник , или Псевдосканер . Тот же цветной (или нецветной) пучок света отражается в приборе зеркалом, вращающимся под небольшим углом, обычно, в такт музыке (активность к звуку, она же – звуковая анимация). В результате наш "одуванчик" начинает бегать (сканировать) по помещению, описывая круг (или эллипс), но в суматохе дискотеки, среди других эффектов, эта заурядность уже не бросается в глаза, а лишь добавляет разнообразия, что собственно и требуется от цветомузыкального устройства.
3. Следующий шаг – это когда в Псевдосканерере вместо простого лучистого хаотичного "одуванчика" появляются осмысленные, или неосмысленные, но структурированные узоры, маски и разноцветные орнаменты. Приборов таких много, техническая реализация их может несколько отличаться, а названиям нет числа. Хотя, как правило, в нём присутствуют окончания -Scan или приставки Robo -.
4. Карусель. Если мы возьмём лампу-фару из PAR -36, приладим к ней светофильтр и посадим на вращающуюся подставку... получится Карусель, механический световой эффект. Правда, с одной лампой она будет выглядеть несколько однобоко, и, хотя такие устройства существуют, обычно всё же ламп 4, или 8, и больше, каждая со своим светофильтром. Лампы ориентируют в разных направлениях, и они все на одной подставке вращаются туда-сюда под музыку, излучая цветные лучи-столпы, вызывающие уважение в задымлённом пространстве. Ну, если не уважение, то хотя бы интерес. Прибор не хитрый, достаточно надёжный, и недорогой, когда продаётся без ламп. Ну, а если подсчитать, сколько, например, будет стоить комплект из 8 ламп по $10, то уже задумаешься, особенно если учесть, что менять-то их всё равно когда-то придётся... Правда дорогие лампы выходят из строя реже.
5. Вращающийся шар (шары) или полусфера, фаерболл.
Если мы на неподвижную лампу наденем колпак с цветным стёклами и начнём его вращать, что получится? На
самом деле получится световой хаос, если только эти цветные стёкла не окажутся цветными линзами, и их
фокусное расстояние не будет чётко совпадать с расстоянием до нити накаливания лампы. Поэтому колпак у
нас должен получится круглым, или хотя бы полусферическим (чтобы расстояния от линз до лампы были одинаковы).
Фаербол для клуба и дискотеки
И в этом случае лучи, исходящие из прибора будут обладать чёткостью и читаемостью в дыму, проецируя на стены нить накаливания лампы, в виде причудливых размытых точек или спиралей. А со стороны это выглядит, как куча лучей-иголочек (или лучей-рукавов), торчащих из прибора во все стороны "солнышком" вращающихся вместе с прибором в заданном направлении и с заданной скоростью. Этот шар может быть и источником чистого белого света, и заменить Вам комплект зеркального шара с мотором и светильником, правда стоить он будет, скорее всего, не меньше $200. Но более распространённый вариант – шар с цветными линзами, или даже два или три шара, крутящихся не только каждый вокруг своей оси, но и относительно общей подставки, на которой они вместе закреплены, в результате чего от работы такого светового прибора Вам кажется, что всё вокруг, вместе со стенами крутится и вертится в разных направлениях.
Эффект вращающегося шара
В названиях этих дискотечных приборов практически всегда есть слово Ball. Стоят они от $60 за игрушечную вращающуюся полусферу на бытовой лампе с мизерным эффектом, до $250...$400 за прибор, который заменит Вам штук 5 милицейских световых мигалок - проблесковых сирен.
6. Зигзаг , он же Гриб (Грибок, Грибочек), он же вертушка (вертуха), вертиго (vertigo). Первое название этот дискотечный прибор получил за траекторию движения лучей, а второе – за схожесть формы корпуса с плотненьким боровичком (или мухомором?) среднего возраста, так как излучающая поверхность прибора – полусфера с множеством линз, через которые и выходят лучи (как и в предыдущем описании). Для зигзага с лампами накаливания линзы цветные, для зигзагов на светодиодах - линзы прозрачные. Внутри данного светового прибора всегда два излучателя, расположенные на разных концах вилки-держателя. "Рукоятка" вилки – ось двигателя, вращающего излучатели, то в одну, то в другую сторону. То есть, в отличии от предыдущей позиции, тут вращается не излучающая поверхность, а лампы (или светодиоды) под ней. Эффект, для не слишком большого размера самого прибора – потрясающий, особенно в задымлённом пространстве! Из Зигзага выходят два, сплетённых между собой веера цветных лучей, при этом они быстро меняют направление и угол (под музыку). Охват этих лучей очень широкий – 150...170 градусов, из одного угла прибор оцветит (осветит) практически всё помещение. Одного прибора хватает на 50...150 кв метров, и в небольших помещениях он может играть роль центрального прибора эффектов.
Светодиодный прибор Зигзаг с цветными линзами
Недостаток Зигзага на лампах накаливания – дорогие лампы ($10...$18 за шт), имеющие непредсказуемый ресурс, так как они работают при механической вибрации и подаче напряжения через контактные щётки (иначе вращение ламп технически на реализовать). Галогеновые лампы не рассчитаны ни на то, ни на другое, поэтому срок их службы в этом световом приборе зависит от вашего личного везения. Зато сам прибор стоит в пределах $150...$200. С внедрением LED-технологий на рынок профессиональной светотехники пришли Зигзаги на светодиодных излучателях, и проблема эксплуатационных расходов теперь в большей части преодолена. Зигзаги на светодиодах, светят пока немного тусклее, но даже эти несущественные недостатки LED-зигзагов, которые со временем, несомненно решатся, с лихвой компенсируются такими преимуществами, как небольшой вес (нет тяжелого трансформатора), значительно меньшее потребление энергии и выделение тепла, значительно больший срок эксплуатации излучателей (светодиодов).
7. Колор-Ченджер ( Color Changer ) Казалось бы, что тут сложного –
прожектор, меняющий цвет луча?!
Однако стоимость таких световых приборов колеблется от $150 за мини-вариант до $1000 и более за серьёзный прибор на
мощной газоразрядной лампе высокого давления. Ведь цвет можно не только менять, но и смешивать, а освещать таким
прибором можно не только маленький зеркальный шар, но и ... большой зеркальный шар... Всё дело в том, что
Колорченджеры достаточно ограничены в своём применении из-за своей статичности направления, и их всё более
и белее вытесняют так называемые " Головы", способные направить свой луч почти в любом
направлении.
И тем не менее, фокусировка луча, высокий КПД, применение дихроичных фильтров, синхронизация позиции фильтра с выходной
линзой конденсора – всё это обязательные условия для того, чтобы прибор мог называться Color Changer,
и потому в ближайшие 10 лет такой прибор не будет стоить как "просто цветной прожектор".
8. Нептун, Аллигатор, Агрессор, Меркурий, Баттерфляй – так много названий для однотипных светомузыкальных устройств, суть которых – веер цветных лучей, сгруппированных в одной плоскости (или несколько, расположенных друг над другом рядов-вееров).
Светомузыкальные устройства Нептун и Агрессор
Под музыку эти плоскости лучей движутся попарно относительно друг друга. Эффект неплохой, но одного такого прибора для помещения маловато, а вот как второй в малобюджетном проекте - очень даже ничего. Нептуны и Агрессоры хорошо смотрятся при подсветке небольших сцен и подиумов.
9. Джокер, Квазар, Квадро и прочие ни о чём не говорящие названия скрывают под своими именами ряд цветомузыкальных динамических световых приборов, в которых лучи выходят через воротник зеркал, похожий на рупор. Зеркал может быть 4 или больше. Сфокусированный луч попадает на вращающуюся призму или сканирующее зеркало, а затем, отражаясь через тот самый рупор из зеркал, распадается на большое количество лучиков. Эффект заметный, чёткий, но из-за сложной конструкции такой дискотечный световой прибор стоит не ниже $300, а чаще – больше. Но он действительно того стоит.
10. Световой Сканер. Прикрепив на вал одного шагового двигателя второй шаговый двигатель, а на вал второго двигателя - зеркало, мы получим систему перенаправления луча в любом нужном направлении, в пределах 90-150 градусов. На зеркало светит узко сфокусированный луч, который, как правило, может менять цвет и маску. Работу сканера можно сравнить с зеркалом, которое держит в руке светооператор, направляя луч в заданную точку, только вместо ладошки - два электродвигателя.
Профессиональный световой сканер
Эффектней всего сканеры сканеры смотрятся в компании себе подобных. 4 сканера, управляемых от одного светового пульта, или хотя бы синхронизированных между собой - уже впечатляющая картина. Настоящий профессиональный Световой Сканер - сложный, напичканный механизмами, электроникой и оптикой механизм, с большими возможностями, который не может стоить дешевле $400. Топовые модели сканеров всегда стоили $1500...2500. В уважающих себя танцевальных клубах, в театральных комплексах и на музыкальных шоу обычно применялось от 8 до 16 и более сканеров. Так было, пока не появились... Вращающиеся головы.
11. Световой прибор Вращающаяся голова. Прогресс и технологии не стояли на месте. И то, что в 80-х казалось фантастикой, в 2000-х оказалось само собой разумеющимся. Световой прибор направленного типа (то есть прибор, с излучателем, оптикой, масками, фильтрами или светодиодной матрицей) закреплен на подвижном шарнире - полудуге, при этом и сам прибор имеет возможность вращаться вокруг точки крепления, и само это крепление может двигаться относительно основания.
Световой прибор направленного типа Вращающаяся Голова
Казалось бы - что проще?! Вращающаяся голова, безусловно, эффективней и удобней сканера, но и, конечно же дороже сканирующего светового прибора с похожим набором функций.
С конца 2000-х рынок световой дискотечной и профессиональной шоу-техники переживает бум LED-технологий - мир переходит на светодиодные излучатели света. Практически каждый световой эффект получает свое второе рождение. Уменьшается вес конструкций, увеличиваются возможности моделей, и, что немаловажно, уменьшается энергопотребление при той же яркости луча.