• ламповый микрофон ЛОМО 19А19 LOMO 19A19 продажа
  • Световое и звуковое оборудование для дискотеки цветомузыка и ламповые микрофоны

    световое оборудование | звуковое оборудование

    студийный ламповый микрофон конденсаторный капсюль автономный комб ремонт продажа схема

    Капсюли конденсаторных микрофонов: технология и особенности производства

    О ламповых микрофонах

    С чего начинается студийный микрофон? Задумка, расчёты и разработка инженера, вернее целого КБ - это само собой, но с чего начинается производство?
    С плёнки!
    Задолго до того, как отольются формы корпусов, задолго до того как нарежутся кругляшки латуни для капсюля и их начнут сверлить и полировать, за 6 месяцев до того, как монтажник спаяет на плате схему, сборщик натянет на пяльцы плёнку и поставит её в вакуумную установку для напыления золота, алюминия или какого-нибудь циркония титана.
    Минимум пол года нужно для того, чтобы мембрана - именно так называется плёнка, на которой появился тончайший слой металла, - "отстоялась".
    Лавсановую плёнку нарезают на лоскуты необходимых размеров, проверяют на отсутствие дефектов и натягивают на специальные пяльцы - 2 колечка, между которыми плёнка плотно зажата. Пяльцы партией, или по одному загружают в установку по напылению металлов. Получить равномерно распределённый по полимеру (лавсану) слой металла технологически далеко непросто. Делается это с помощью разряда в вакууме с высокой степенью разряжённости (поэтому установка называется вакуумной), при напряжениях порядка 15...20 тысяч вольт. На напыление каждой мембраны тратится примерно 1.5...2 часа времени, таким образом, на небольшой установке, за рабочий день можно получить не более 5 мембран.

    мембраны для конденсаторных микрофонов и капсюли

    Мембрана конденсаторного микрофона на пяльцах, капсюли 19А22

    Крепить мембрану на капсюль сразу после напыления не рекомендуется, так как за время напыления на плёнке скапливается статический заряд, и велика вероятность, что мембрана при переносе на капсюль просто-напросто к нему прилипнет. Именно за 5...7 месяцев большая часть этого заряда рассеивается, и риск неудачной сборки капсюля заметно снижается.
    Капсюль без мембраны - лишь набор латунных пластин и колечек, в причудливом узоре испещрённых дырочками различных диаметров и глубины. Над его разработкой трудится отдельный коллектив акустиков-математиков, точно рассчитывающих необходимое количество и месторасположение этих отверстий, чтобы в каждой полости капсюля получить необходимое акустическое сопротивление для наибольшей равномерности АЧХ. Полостей (пространств между пластинами капсюля и между пластинами и мембраной) может быть от двух до шести. В математическом уравнении капсюля очень много тесно связанных друг с другом составляющих - расстояния между пластинами капсюля (объём полостей), значения натяжения основной и тыловой мембран, толщина плёнки, и тд. Достаточно промахнуться всего лишь с одним из параметров, и частотная характеристика и/или чувствительность собранного капсюля "поплывут" в ту или иную сторону.

    капсюли ламповых микрофонов составные части

    Составные части капсюля ЛОМО 19А21

    Итак, мембрана освободилась от ненужной статики, все пластины капсюля рассверлены, отшлифованы, отполированы, обезжирены, очищены от пыли, в крепёжные отверстия нанесена резьба, в кучку собраны мелкие-мелкие винтики. Основная стадия - творение души микрофона - сборка капсюля происходит в изолированном от пыли помещении, на столе хирурга-часовщика, в медитативной концентрации и с чистым сердцем :о). Мембрану нужно закрепить с заданными значениями натяжения, с заданным зазором относительно расположенного под ней электрода, чтобы получить необходимые АЧХ, ёмкость капсюля (влияющую на чувствительность), и его надёжность.
    Одно неверное движение, пропущенная пылинка, и работа по напылению мембраны летит насмарку. Сборщиков капсюлей не так много, специалисты очень ценятся. Профессионал отличается минимумом брака, что даётся только многолетним опытом.

    сборка капсюлей ламповых микрофонов и крепление мембраны

    Крепление мембраны и сборка капсюля

    Вы ошибётесь, если подумаете, что на этом основная работа завершена. Далее происходит не менее кропотливая настройка капсюля. В особенности это касается сборных капсюлей микрофонов ЛОМО 19А9, 19А18, 19А19, 19А21, 19А22 и других, меньших диаметров. В Советском Союзе практически всю аппаратуру старались разрабатывать с большим количеством степеней свободы, чтобы при неудачной сборке прибор всегда можно было доработать, настроить, получить изначально задааные характеристики. Помните анекдот, когда по лицензии СССР собирали подводную лодку, а получили самолёт? Вызывают специалиста, он ночь возится в ангаре, стук, скрежет, на утро перед заказчиками стоит подводная лодка. Оказалось, пропустили в инструкции по сборке пункт "доработать напильником".

    Так вот и большинство капсюлей конденсаторных студийных микрофонов ЛОМО требуют доработки уже после сборки - это и радость возможности улучшить характеристики, и крест для настройщиков. Делается это подбором толщины прокладок между пластинами капсюля - то есть практически настройщик меняет объёмы внутренних полостей капсюля, меняя их акустическое сопротивление, а значит и меняя АЧХ капсюля. Специально для этого производились наборы прокладок разной толщины (как наборы гильз и поршней для двигателей УАЗ), где счёт шёл на микроны. Поменял прокладку, послушал (или промерил в акустической камере). Не понравилось - снова поменял прокладку, послушал. Не понравилось - поменял прокладку в другой полости, и опять промерил капсюль сначала на первом варианте первой прокладки, потом на втором варианте первой прокладки, и тд, и тп.

    прокладки для капсюлей конденсаторных микрофонов

    Прокладки для настройки капсюлей ЛОМО

    Когда, наконец, АЧХ попадает в рамки стандартных допусков, сборщик-настройщик облегчённо вздыхает, ставит капсюль в коробочку, и идёт пить чай.
    Не быстрое это дело - собрать капсюль.
    Клееные капсюли увеличивают процесс сборки на время полного высыхания клея под мембраной, что составляет от 24 до 36 часов, в зависимости от клея.
    Ни приклеенную мембрану, ни привинченную, при неудачной сборке на другой капсюль уже не поставить, она теряется безвозвратно. Отбраковка при сборке капсюлей может достигать 30...50 процентов.

    готовые капсюли в сборе для конденсаторных микрофонов

    Капсюли микрофона ЛОМО 19А21 в сборе

    Собранный капсюль также выдерживается несколько дней, дабы убедиться, что мембрана сидит плотно и не теряет своего натяжения. Затем его закрепляют в верхней части корпуса микрофона, которая часто делается в виде отдельного съёмного блока, и называется "головой" ("головкой") или, в простонародии, "башкой" микрофона. Конструкция "головы" влияет на АЧХ микрофона, так как имеет своё уравнение акустического сопротивления, резонансы и фильтрующие качества. Именно поэтому "голову" стараются делать как можно более открытой, чтобы капсюль, что называется "дышал", и чтобы корпус "головы" добавлял минимум призвуков. Это всегда компромисс между открытостью капсюля и его защищённостью от внешних воздействий, как то, резких движений воздуха при задуваниях вокалистом, влаги, пыли, и тд.
    В конструкции многих старых моделей ламповых микрофонов, как, например, ЛОМО 19А19, 19А9 (или зарубежных моделей) отдельной "головы" нет, она является частью корпуса-ручки, в котором расположены радиодетали усилителя.

    Таким образом, мы проследили технологический процесс создания основного элемента студийного конденсаторного микрофона плёнка >> мембрана >> капсюль >> голова. Теперь дело за электрической частью - за усилителем микрофона. Об этом в следующих частях статьи.

    © Александр Филин
    © Адада

    Санкт-Петербург, 2008
    При полном или частичном использовании
    материалов ссылка на «Adada.Ru» обязательна!


    к началу статьи Технология производства и ремонта ламповых микрофонов

    Смотри также:
    Ламповые микрофоны: мифы и ответы
    Капсюли конденсаторных микрофонов: технология и особенности производства
    Микшерные и микшерские пульты

    Rambler's Top100
    © 2005-2016 Adada.ru
     
    консультант по оборудованию
    в Санкт-Петербурге :
    ( 812 ) 922 62 67
    с 10.30 до 19.30 по мск
    +7 911 922 62 67